Смеяться над врагом

Смеяться над врагом

В конце минувшей недели в Хайфе завершился 34-й кинофестиваль, где жюри признало лучшим израильским фильмом «Тель-Авив на огне» арабского режиссера Самеха Зоаби.

Кроме премии в размере 100 тысяч шекелей, фильм также был награжден за лучший сценарий.

Последнее не случайно: как отметило жюри, «юмор и оригинальность сюжета позволяют увидеть израильско-палестинский конфликт с самой неожиданной стороны, посмотрев на него свежим взглядом».

В самом деле, взгляд настолько свеж, что героем фильма стал араб, который работал помощником продюсера на съемках «мыльной оперы» в Рамалле, когда его неожиданно сделали сценаристом. Не зная, как и что писать, он обратился за помощью к… израильскому офицеру на КПП, через который проезжал каждый день. Очень быстро они заключили бартерную сделку: еврей давал советы, араб платил хумусом.

Жюри также не преминуло отметить абсурдность общей конфликтной ситуации, чей тупик как раз и требует смотреть на нее без привычной серьезности.

Первые полвека существования государства израильскому кино было не до смеха: надо было воевать и выживать, поэтому фильмы об израильско-палестинском конфликте были напрочь лишены всякого юмора. Такие ленты, как «Хамсин» (реж. Дани Ваксман), «За решеткой» (реж.Ури Барабаш), «Улыбка ягненка» (реж. Шимон Дотан») были полны самобичевания, а противостояние евреев и арабов выглядело достаточно плакатно.

В то же время антивоенная комедия Рафи Букая «Аванти, пополо!» внесла новую ноту под условным девизом «Когда война смешна, она не страшна». А поскольку речь шла о сокрушительной Шестидневной войне, на которой в пустыне потерялись двое пьяных египетских солдат, встретивших израильский патруль, зрители хохотали во весь голос.

В известном смысле «Аванти» указал дорогу вперед: мол, хватит серьезничать, господа кинематографисты, переходите от трагедий к комедиям. Но этот клич не был услышан. Комедии, конечно, были, но, во-первых, плохие, а, во-вторых, не имели никакого отношения к израильско-палестинскому конфликту.

Только в 2005 году последовал неожиданный прорыв, и снова с другой стороны. Арабский кинорежиссер Хани Абу-Ассад поставил фильм «Рай сейчас», чье название откровенно пародировало название израильского леворадикального движения «Мир сейчас». Этот фильм рассказывает о двух террористах-смертниках, которые едут на такси, чтобы подорваться в центре Тель-Авива. Причем выглядят они, как герои «Братьев Блюз». А главное, что по дороге они понимают, какая это дурь – кончать с собой во имя чего бы то ни было, если можно спокойно жить дальше и, как призывали хиппи, заниматься любовью, а не войной.

У отсутствия израильских кинокомедий на такую взрывоопасную тему было еще одно объяснение: идеологическая миссия требовала от сценаристов и режиссеров использовать кино, как оружие на той же войне. Именно так следует воспринимать телесериал «Фауда», сделавший для рекламы израильского спецназа больше, чем долгие годы тренировок.

Но вот перед нами «Тель-Авив на огне», предлагающий забыть про спецназ, оружие и боеприпасы, и посмеяться над людьми, застрявшими во времени и пространстве самого затяжного конфликта во всем мире.

Так, может, израильским сценаристам стоит переменить дискет и оглянуться вокруг в поисках сатирических сюжетов. Наши враги всегда боялись смеха. Достаточно вспомнить Гитлера, которого чуть не хватила кондрашка, когда он увидел «Великий диктатор».

Почему бы не высмеять престарелого Абу-Мазена, который из 365 дней в году не меньше 360-и весело и сытно проводит заграницей, только бы не видеть свою автономию с пауками в банке. Для такого фильма уже и название готово – «Председатель».

Разве не могут стать предметом осмеяния главари ХАМАСа, которые во время израильских бомбежек сидят в бункере под больницей и смотрят американские боевики?

Совсем актуальным стал бы фильм про израильского фермера, который, забросив свой трактор, возит на воздушном шаре американских евреев, чтобы они сбивали из духовых ружей огненных змеев из сектора Газа под вывеской «израильское сафари».

Наконец, почему наша «чудо-женщина» Галь Гадот должна воевать в Голливуде со всякими суперменами, «джокерами», «бэтменами» и прочей нечистью, если на родине ее ждут профессиональные террористы, которые не боятся смерти, но боятся смеха.

Рафаэль Рамм, «Детали»

На фото: режиссер фильма «Рай сейчас» Хани Абу-Асад. Фото: Даниэль Чечик.