Разрыв Израиля с евреями США: Каин и Авель

Разрыв Израиля с евреями США: Каин и Авель

В своей книге «Еврейский век» российско-американский историк, профессор калифорнийского университета Юрий Слезкин раскрывает огромное влияние на ход современной истории вообще и еврейского народа, в частности, которое оказали угнетенные еврейские массы России, составлявшие на рубеже ХХ века 60 процентов всего мирового еврейства.

По мнению историка, эти люди, прозябавшие в нищете и – по преимуществу – ограниченные чертой оседлости, породили поколение радикалов, сыгравших ключевую роль в большевистской революции, дали пионеров, создававших государство Израиль, а также толчок для  миллионной эмиграции в Соединенные Штаты, превратившись там по сути в одну из самых успешных диаспор. Как считает Слезкин, «американский еврейский проект» превзошел все прочие.

Но даже если кто-то и отвергает выводы Слезкина, факты говорят сами за себя: американское еврейство – это наиболее образованная, процветающая, а в последнее время и наиболее почитаемая религиозная группа в США. Несмотря на то, что американские евреи составляют менее двух процентов населения Америки, они занимают ведущие позиции в среде самых знаменитых интеллектуалов (более пятидесяти процентов), в СМИ (от четверти до трети всех ведущих журналистов), а также в мире кино и телевидения (от половины до двух третей общего количества продюсеров и режиссеров). Каждый третий Нобелевский лауреат-американец (а всего их на сегодняшний момент насчитывается 371 человек) – еврейского происхождения, в том числе, больше половины лауреатов Нобелевской премии в сфере экономики – тоже евреи.

Вообще, вклад евреев в современную американскую культуру поражает воображение. Они оставили глубокий след в кино, телевидении, литературе, философии и журналистике, поддерживали, инициировали и принимали участие в борьбе за равноправие женщин, афро-американцев и ЛГБТ-сообщества, за свободу выражения мнений, за достойное отношение к иммигрантам и за то, чтобы сохранить существующее положение, при котором церковь отделена от государства.

Не менее примечательно их политическое влияние. «Политический вес» американских евреев не сравним с их «статистическим весом»: они активны и заметны в избирательной кампании, при голосовании они руководствуются политическими аспектами куда больше, чем любая другая группа населения. В последние годы уровень представительства американских евреев в конгрессе в три-пять раз превышает их фактическую долю в населении США.

Начиная с 1967 года, американские евреи употребили значительную часть своего политического влияние на обеспечение особых отношений между Израилем и Соединенными Штатами, включая стратегическое сотрудничество, миллиарды долларов военной помощи, вкупе с безусловной дипломатической поддержкой, не говоря уже о мощной и успешной кампании, возглавляемой теми же американскими евреями, за право советских евреев на репатриацию. Кстати, последнее стало одним из главных факторов расцвета израильской экономики.

Большинство всех описанных достижений могут быть без сомнения записаны в актив той части американского еврейства, которую принято называть либеральной. Конечно, не все с этим согласны: подавляющее большинство той четверти американских евреев, что проголосовали за Трампа в 2016 году, не особенно жалуют либеральный настрой большинства. К этим «нелюбителям» относятся также представители ультраортодоксальных евреев, составляющих всего 10 процентов от общего количества американского еврейства, но, согласно последнему докладу Института политики еврейского народа (JPPPI), с демографической точки зрения, растущих быстрее остальных. И все же, вне зависимости от того, насколько велика доля религиозных людей в еврейской общине Америки, они вряд ли наследуют поколения тех евреев, кто добился фантастического процветания под эгидой уникального рандеву – еврейского наследия с американской свободой и демократией. Именно на этом стыке и возник современный американский еврейский ренессанс.

Все эти факты достаточно известны, чтобы подробно на них останавливаться. Тем не менее, государство Израиль позволяет с безразличием, граничащим с преступной халатностью, взирать на ширящийся разрыв связей с величайшей еврейской общиной, которую когда-либо знал мир.

Израиль, похоже, не обращает внимания на растущую пропасть в отношениях с американскими евреями, постоянно подпитывая эту тенденцию капитуляцией перед монополией ортодоксов, принятием антидемократического законодательства, презрением к палестинцам, зависимостью от поселений, преклонением перед Дональдом Трампом и недальновидной зависимостью от магната Шелдона Эдельсона, а также от пристрастий евангелистов, которые что-то постоянно нашептывают на ухо Трампу.

Неудивительно, что статья Даны Мильбанк, опубликованная в газете «Вашинтон пост» — «Американские евреи в ужасе взирают на то, что происходит в Израиле», — не вызвала практически никакой реакции в  правящих кругах Израиля. Оно и понятно: время американских евреев уходит, говорят наши политики, пожимая плечами и самодовольно улыбаясь, скорее, от невежества и высокомерия.

Наши отношения – на грани раскола, и это чревато серьезными последствиями. Это может сокрушить краеугольный камень, заложенный в основании прочного союза Израиля и США, вызывая серьезное разочарования в рядах Демократической партии, которая, в конечном итоге, вернется к власти.

Кроме того, коррозия наших отношений угрожает и самой общине, которая оказала колоссальную поддержку Израилю, формируя, по сути, для него «новую религию», а теперь, практически, остается без якоря, которым был для нее Израиль, и вынуждена самостоятельно плыть по течению.

Иначе говоря, Израиль саботирует единство еврейского народа, совершая преступление против всего хода еврейской истории, что вызывает в памяти печальную библейскую историю о Каине и Авеле, причем последние были лучше, но намного слабее, чем два других брата – Израиль и американское еврейство.

Хеми Шалев, «ХаАрец»   М.К. Фото: Илан Асаяг.