ООН обвинил Фейсбук в разжигании ненависти

ООН обвинил Фейсбук в разжигании ненависти

На днях компания «Фейсбук» объявила, что приняла решение удалить 18 учетных записей и один аккаунт в Инстаграмме, а также еще 52 страницы в Фейсбуке, насчитывающих примерно 12 миллионов фолл-оверов (тех, кто наблюдает за этими страницами — «Детали»). . Это произошло после того, как Совет ООН по правам человека обвинил Фейсбук в разжигании ненависти и подстрекательстве, точнее, в распространении через сеть подобного рода призывов, что способствовало, как считают в ООН, совершенным армией Мьянмы массовым убийствам рохинджа – этнической группы, обитающей в штате Ракхайн в Мьянме.

«Отныне введен запрет на использование Фейсбука двадцати пользователям и организациям из Мьянмы, среди которых, в том числе, генерал Минь Аунг Халиан, командующий вооруженными силами Мьянмы, а также военная телевизионная сеть «Мьявади», — говорится в заявлении от имени компании «Фейсбук». — Эксперты из Совета ООН по правам человека определили, что многие из этих лиц и организаций совершили или допустили серьезные нарушения прав человека в своей стране».

Удаление аккаунтов состоялось после того, как были зафиксированы многочисленные свидетельства того, какую роль играет данная социальная сеть в распространении подстрекательских постов со стороны должностных лиц и даже рядовых военнослужащих. Некоторые из них доходили даже до того, что обновляли свои страницы в Фейсбуке в момент проведения «операции по зачистке».

Фейсбук признал, что опоздал с реакцией, не отследив ситуацию на местах. Однако не уверен, что это признание остановит специальную комиссию, которая занималась расследованием данного дела, в желании продолжить работу и установить окончательную роль социальной сети в конфликте в Мьянме, обернувшемся кровавой трагедией.

«Социальные сети сегодня играют колоссальную роль, — говорится в отчете ООН, — Фейсбук оказался весьма полезным инструментов для тех, кто хочет сеять вражду и ненависть. Фейсбук – это интернет, но почему-то реакция этой социальной сети, — несмотря на то, что в последнее время ситуация там несколько улучшилась, — оказалась замедленной и неэффективной. То, что публикуемые там посты и комментарии приводили к дискриминации и к насилию в реальном мире по отношению к реальным людям, требует дополнительного независимого и тщательного расследования».

Несмотря на обещания Фейсбука по фильтрации нежелательного контента, а также усилия, прилагаемые компанией для решения указанной проблемы, эксперты подчеркивают, что также оставляет желать лучшего и уровень сотрудничества с Фейсбуком по данному вопросу.

«Наша группа сожалеет, что Фейсбук не может представить данные, касающиеся конкретного государства, о распространении подстрекательства и разжигания ненависти с использованием его же платформы. Это необходимо для того, чтобы объективно оценить, как компания реагировала на все подобные негативные проявления», — говорят эксперты. По их мнению, а они ссылаются на проведенные исследования, именно в последнее время Фейсбук стал необычайно эффективен в распространении подстрекательства в разных странах, от Мьянмы, Индии и Пакистана вплоть до Германии.

Впрочем, на замедленность реакции Фейсбука указывается не впервые. Так, недавно агентство Reuters сообщило, что всего лишь три года назад Фейсбук стал формировать команду, специализирующуюся на фильтрации контента на бирманском языке; с этой целью был заключен контракт с компанией Accenture в рамках проекта Honey Badger. Вначале команда насчитывала всего двух сотрудников; несмотря на то, что их количество на сегодня возросло до шестидесяти, находящихся в Маниле, плюс трое сотрудников Фейсбука в штаб-квартире в Дублине, ситуация далека от удовлетворительной.

Правозащитники из Бирмы в беседе с журналистами BuzzFeed, — новостной интернет медиа-компании, основанной в 2006 году в Нью-Йорке, утверждали, что, поскольку система отчетности в Фейсбуке довольно громоздка, на сообщения о подстрекательстве социальная сеть не реагирует достаточно быстро. Учитывая тот факт, что нередко чтение того или иного подстрекательского поста, может быть тотчас реализовано на практике, подобная замедленная реакция недопустима.

Как сообщает Фейсбук, как правило, поступающие жалобы обрабатываются в течение шести часов. Однако же Виктор Рью, специалист по правам человека в дигитальном пространстве, сказал в беседе с тем же BuzzFeed, что в проводимом им эксперименте большинство сообщений, отправленном администрации Фейсбука, обрабатывалось в течение сорока восьми часов.

Агентство Reuters в результате собственного расследования обнаружило, по крайней мере, тысячу постов, содержащих элементы подстрекательства, в том числе, призывы обращаться с рохинджа так, как Гитлер образался с евреями. И это – не единственное доказательство проявлений экстремизма в сети. Так, BuzzFeed проанализировал более четырех тысяч публикаций от имени политиков из ANP, популярной партии того региона, где обитали рохинджа до резни и депортации. Как утверждают в  BuzzFeed, по меньшей мере, десятая часть всех постов, опубликованных в период с марта 2017 года по февраль 2018 года, содержала нежелательный контент, способный квалифицироваться подобным образом, исходя из правил сообщества Фейсбука. Там были и сравнения рохинджа с собаками; кто-то писал, что женщины-мусульманки из племени рохинджа настолько уродливы, что даже не стоили изнасилований; были и те, кто писал, что рохинджа, буйно размножаясь, пытаются таким образом взять под контроль Мьянму. Кроме того, были и посты с ложной информацией, где сообщалось, что рохинджа специально поджигают свои дома, чтобы получить компенсацию от международных организаций.

Правозащитники отмечают, что Фейсбук неоднократно предупреждали о том, что ситуация может выйти из-под контроля, однако руководство компании никак не отреагировало на эти предупреждения.

Одед Ярон, «ХаАрец» М.К. Фото: Pixabay.