Не надо жалеть друзов, пожалейте себя

Не надо жалеть друзов, пожалейте себя

В последние дни наблюдается создание очень впечатляющего и широкого движения, в котором принимают участие люди, занятые в сфере безопасности, депутаты кнессета, журналисты, люди творческих профессий, юристы и так далее. Все они вступаются за друзскую общину и сожалеют о «предательстве» государства по отношению к ней, как это фактически следует из текста закона о национальном характере государства. 

Я, в качестве друза, испытываю некоторую неловкость по этому поводу. 

Государство Израиль, начиная с 1948 года, вело себя по принципу «разделяй и властвуй» по отношению к друзам в Израиле с одной стороны — и арабским обществом в целом. Это был гениальный шаг со стороны руководства еврейского государства и друзов в свое время. Начиная с призыва в армию и продвижения представителей общины на самые высокие должности в ЦАХАЛе, назначение друзов на престижные посты в системе безопасности и госслужбе — и до формирования у друзской общины чувства причастности к Израилю и еврейскому народу. Руководство еврейского государства делало все возможное, чтобы сказать друзам: вы — наши братья, мы очень рады, что вы живете здесь, среди нас. 

Вас это, наверное, удивит, но на дружеских посиделках друзов, родной речью которых является арабский язык, общение, как правило, проходит только на иврите. Семейная переписка в «вотсапе» происходит тоже на иврите. Даже имена детей в последние годы — это уже не Ахмед, Салман и Усама, а Дан, Ран, Элиран, Амир и Эяль. Чтобы не дай Бог, кассир в кафе «Арома» не стал вызывать «Усаму» для получения заказа. 

Приведу в качестве примера самого себя: признаюсь, что мой арабский на очень плохом уровне, и только в последние годы я прозрел и начал умножать свои знания арабского путем чтения стихов палестинского поэта Мухаммеда Дарвиша, произведения которого уже успели выбросить из обязательной школьной программы. Я почти не способен вести продолжительный разговор на арабском, не вставив туда хотя бы одно предложение на иврите. Большинство друзов убрали свои арабские корни из собственной идентичности. 

Спросите сегодня почти любого среднестатистического друза, как он себя определяет, и он ответит: друзский израильтянин! Спросите у меня, что они должны ответить, и я скажу — арабский друзский израильтянин. 

Государство премного преуспело в своем «разделяй и властвуй». Я сталкиваюсь с этим иногда в социальных сетях и собственно в жизни: «А, Рабеа, ты друз, но ты из наших… Ты не араб, ты друз». Друзья, я не должен размахивать своим удостоверением солдата, служившего в боевых частях, чтобы вы позволили мне парковаться, где вздумается, или отнеслись ко мне более снисходительно на проверке в аэропорту (это, кстати говоря, не всегда работает. Мне пришлось столкнуться, и не раз, с гораздо более скрупулезной проверкой в Бен-Гурионе, чем мои еврейские друзья, которые путешествовали вместе со мной). 

Друзы очень довольны своим избранным положением. Почему бы и нет, они получают «особое отношение» и меньше подозрительных взглядов. Это поднимает их статус от жалкого уровня «араб» до уважаемого статуса «друза». 

Вынос друзской общины из текста закона о национальном характере государства, не превратит его в более справедливый или легитимный. Наоборот, необходимо протестовать против собственно его существования. Борьба против этого закона должна стать борьбой всех, кого волнует дальнейшая судьба этой страны, всех тех, кто еще верит в демократические ценности. Это должно стать борьбой евреев больше, чем борьбой арабов, потому что если это еврейское государство, то они должны больше остальных заботиться о его демократическом статусе и ценностях, связанных с равноправием. Особенно на фоне смердящего потока законотворчества в стиле «против чужаков» который угрожает смыть наш общий дом, дом, в котором живем все мы  — (пока) невзирая на разные вероисповедания, расовую принадлежность, род и цвет кожи.  

Рабеа Бадер, ХаАрец. И.М.
На фото: торжественная церемония зажигания факелов на горе Герцля в День независимости Израиля, 2018.
Фото: Эмиль Сальман.