Министр транспорта заслуживает только похвал

Министр транспорта заслуживает только похвал

В последние недели в Израиле стало модно ехидничать в адрес министра транспорта Исраэля Каца по поводу открытия ж/д движения между Иерусалимом и центром страны. Часть критики вполне уместна и оправдана, но нынешняя волна издевок пропускает самое важное: начало работы новой железнодорожной линии, несмотря ни на что — серьезное достижение.

Не секрет, что между мной и министром транспорта было немало трений. Но именно поэтому, в качестве человека, который возглавлял в свое время Управление железных дорог Израиля и знаком со всеми объективными трудностями по пути к открытию новой линии, мне важно расставить вещи по своим местам. Даже если этот маршрут временно доходит только до аэропорта им. Бен-Гуриона, а не добирается до Тель-Авива, все равно нельзя не принимать во внимание весь масштаб нашего успеха в таком проекте, который приближает тот день, когда поезда превратятся в ключевое средство передвижения в общественном транспорте Израиля.

Проект строительства железной дороги в Иерусалим простаивал, если не сказать — был похоронен, долгие годы из-за бюджетных соображений и многочисленных бюрократических препон. После создания правительства Нетаниягу в 2009 году министр транспорта взялся за этот проект всеми силами и постепенно помог ему преодолеть многочисленные трудности на пути к осуществлению.

В начале 2010 года нам удалось утвердить в правительстве также программу «Нативей Исраэль», несмотря на протесты министерства финансов. В рамках этой программы было переведено 27 млрд. шекелей на нужды проекта. Большая часть этой суммы была предназначена для электрификации железнодорожных путей и строительства рельсов для поездов в Кармиэль, Бейт-Шеан и Афулу.

Усилиями министра транспорта и с помощью «Нативей Исраэль» самый сложный проект в истории израильского железнодорожного транспорта удалось сдвинуть с мертвой точки. Этот проект включал в себя, помимо всего прочего, строительство длинного тоннеля, глубокой станции в Иерусалиме и  строительство самого высокого и длинного моста в стране. Все это — параллельно с инсталляцией электрических систем на всем протяжении пути в Иерусалим, впервые в Израиле.

Уже тогда был назначен срок сдачи проекта — апрель 2018 года. Принимая во внимание проект такого масштаба, опоздание в полгода и даже в год в открытии нового маршрута может считаться допустимым, а все его участники должны быть удостоены похвалы, включая министра транспорта Исраэля Каца. Надо сказать, что министр использовал все свое влияние и авторитет для завершения проекта. Я убежден, что несколько лет спустя мы оглянемся назад и не поверим, что этот маршрут не существовал в Израиле всегда и каким-то непонятным образом десятки лет мы обходились без нормального железнодорожного сообщения между Тель-Авивом и Иерусалимом.

По дороге к полной электрификации всех железнодорожных путей в стране есть еще немало препятствий. В управлении железных дорог разработано немало проектов, которые ждут своего часа — например, восточная линия, строительство четвертой полосы рельсов в районе Аялона и так далее. Нельзя убирать ногу с педали газа, и очень важно продвигать и другие проекты, как то маршруты в Кирьят-Шмона, Тверию, перекресток Негев. Уже можно начинать мечтать о скоростном поезде в Эйлат. Эти маршруты продвинут общественный транспорт в Израиле вперед на многие годы, будут содействовать разгрузке автомобильных шоссе и помогут делу охраны окружающей среды.

Это должно стать нашей общей целью. И чтобы ее осуществить, нам необходимо поддержать тех, кто, несмотря на трудности, продвигал такие проекты, как поезд в Иерусалим.

В данном случае нет ничего более верного, чем поговорка “лучше поздно, чем никогда”. Очень легко критиковать недостатки, которых всегда хватает в государственных проектах подобного масштаба. Все, кто принимал участие в проекте, должны изучить эти ошибки, исправить их и продолжить работу дальше. Нужно быть уверенными, что любая критика не собьет нас с верного пути, а именно, улучшения транспортной инфраструктуры Израиля. Нет сомнения в том, что инвестиции в эти проекты являются критически важными для развития страны, ее экономики, планов приближения периферии к центру. Поэтому необходимо продолжать, продолжать и продолжать.

Ури Йогев (в прошлом — гендиректор управления железных дорог). Хаарец, И.М.

Фото: Гиль Элиягу