Как решить проблему дефицита инженеров

Как решить проблему дефицита инженеров

Недавно было опубликовано, что Совет по высшему образованию инвестирует 45 млн шекелей в «теплицы» для стартапов по каналам академических заведений. Безусловно, это радостное решение, но более глубокий взгляд на то, что происходит в этой области, показывает, что наша радость немного преждевременна.

В Израиле-2018 не хватает порядка 3,5 тысяч инженеров и техников. Это не новые данные. Уже более 50 лет ощущается дефицит инженеров, специализирующихся на электричестве и электронике. Свидетельства этому можно найти еще в 1968 году, когда СМИ трубили о том, что в стране существует серьезная нехватка инженеров, технологов и ученых. И сегодня этот дефицит продолжает расти.

Технологии не только оказывают огромное влияние на перемены в обществе, они вносят прямой вклад в экономику страны в виде налоговых поступлений. Благодаря этим средствам государство может развивать социальную сферу, оказывать поддержку слабым слоям населения и исправлять существующую дискриминацию в различных областях.

Нет никаких сомнений в том, что технология приносит пользу израильской экономике и обществу, так почему же в Израиле не хватает инженеров? Создание будущего поколения специалистов в области технологий должно начинаться с построения инфраструктуры еще на уровне средней школы. Развивать и повышать квалификацию нужно по нескольким направлениям: математика, физика и английский язык. В этом контексте очень важна и значительна инициатива министра образования Нафтали Беннета, направленная на то, чтобы побудить учащихся изучать математику на 5 единиц. И результаты уже очевидны в этой области: в 2017 году значительно выросло число студентов, выбравших полный курс математики. В течение одного года наблюдается беспрецедентный рост числа таких учеников – 4 тысячи, это в полтора раза выше прогноза.

Однако математика это далеко не все. Нельзя подготовить инженеров, не предприняв подобные шаги в области изучения физики и английского языка. Сегодня, например, по какой-то неизвестной причине невозможно изучать физику на 4 единицы физики в старших классах. Этот пробел приводит к тому, что этим молодым людям сложно подключаться к технологическим исследованиям в рамках академической подготовительной программы, рассчитанной на 3-4 месяца. Эти пробелы можно увидеть в высших учебных заведениях Израиля: сегодня около 360 тысяч студентов, две трети которых учатся не в университетах, а самая популярная профессия сегодня — информатика. С другой стороны, число студентов, изучающих технику, ежегодно сокращается, потому что они недостаточно изучали физику в средней школе.

Чтобы продвигать технологические исследования в высших учебных заведениях, государство должно создать национальную программу изучения реальных профессий, которая начнется в средних школах и будет включать в себя усиленные курсы физики, математики и английского языка. Для достижения этой цели нет другого пути. Инвестиции в этой области являются ключом к увеличению числа специалистов в технических областях.

Конечно, для такой программы нужно определить высокие долгосрочные приоритеты, стратегию в области исследований, специальную программу подготовки педагогов в этих областях. В конце концов, это повлияет на будущее страны и будущее миллионов молодых людей в Израиле.

Для успешной реализации такой программы и достижения желаемых результатов необходимо оказывать помощь другим академическим учреждениям, которые не являются университетами, где будут обучать студентов этим важным дисциплинам. Если всем миром не подключиться к реализации такой программы в кратчайшие сроки, то очень скоро Израилю придется импортировать инженеров из-за границы, что может стать серьезным ударом не только по имиджу Израиля, как стартап-нации и технологической державы, но и по экономике в целом. Лучше заранее подстелить соломку.

Эдуард Якубов, TheMarker Ц.З.
Автор — профессор Эдуард Якубов является президентом Холонского технологического института
Фотоиллюстрация: фирма хайтека. Фото: Офер Вакнин.