Эль-Аль на пороге нового кризиса?

Эль-Аль на пороге нового кризиса?

После того, как на прошлой неделе авиакомпания «Эль-Аль» отменила три рейса — в Бостон, Гонконг и Пекин, 11 июня без какого –либо предварительного уведомления был отменен рейс в Бостон. Руководство авиаперевозчика утверждает, что отмена рейсов объясняется эксплуатационными соображениями, но знакомые с ситуацией в «Эль-Аль» источники утверждают, что достигнутое с пилотами соглашение находится на грани краха. Причиной отмены полетов является серьезная нехватка пилотов, не позволяющая обеспечить экипажи для всех запланированных рейсов.

Согласно оценкам в отрасли, подобные случаи могут скоро повториться, как в связи с напряженным летним сезоном, так и с тем, что руководство и пилоты не могут сформулировать приемлемое для обеих сторон соглашение. 10 месяцев назад стороны обратились к арбитру, чтобы урегулировать работу пилотов, а также подготовиться к переходу на новые правила FTL, которые, как ожидается, вступят в силу в ноябре.

FTL (Flight Time Limitations) — правила, утвержденные американскими и европейскими законодателями, и принятые Управлением гражданской авиации в Израиле, заново регулируют правила отдыха экипажей с целью повышения безопасности полетов. Среди прочего, правилами установлено, что пилот не может работать более 60 часов в неделю, 190 часов в месяц и 1 800 часов в год. Новые правила несомненно окажут положительное влияние на уровень безопасности авиаперевозок, но для пилотов «Эль-Аль» они могут обернуться финансовой катастрофой. Зарплата пилотов не менялась с 2000 года, но они компенсировали это увеличением рабочих часов, получая высокие сверхурочные. Вскоре же все лазейки будут перекрыты, и зарплата пилотов уменьшится на десятки процентов.

Именно поэтому пилоты вели длительные и секретные переговоры с руководством авиакомпании, чтобы закрепить зарплаты на нынешнем уровне. Когда переговоры зашли в тупик, пилоты обострили борьбу, тоже самое сделало и руководство компании, что и стало причиной последней длительной забастовки пилотов.

Как ожидается, уже нанесенный «Эль-Аль» отменой рейсов финансовый ущерб будет расти по следам требований выплат компенсаций пассажирам. Согласно закону, задержка рейса более чем на 8 часов позволяет пассажиру требовать компенсацию от авиакомпании без доказательства причиненного ущерба. При перелете на расстояние до 2.000 километров размер компенсации составляет 1 290 шекелей, при перелете на расстояние до 4 500 километров компенсация вырастет до 2.070 шекелей, а свыше 4 500 километров — 3 100 шекелей. Если задержка рейса приведет к опозданию на транзитный рейс в Израиль,  компенсация может превысить 6 000 шекелей. Приблизительный расчет показывает, что «Эль-Аль» уже должна выплатить компенсацию на сумму около 2 млн. шекелей.

Олег Каль, НЭП. Фотография Дуду Бахар